ПРОГРАММЫ

Обзор блогов

Свежий выпуск программы

Экономика и бизнес

Свежий выпуск программы

Обзор прессы

Свежий выпуск программы

В викторине  мы разыграем:

- билеты в Государственный музей изобразительного искусства, 6+

- билеты  на спектакль "Страсти по Семену Семеновичу" в ТЮЗе 16+ 

Какое радио Вы слушаете ?

Эхо Москвы

ВестиFM

Радио Шансон

DFM

Другое

От нечистоплотных продавцов чаще всего страдают пенсионеры

  Размер 22354863 байт
02.03.2017

Ирина Петрова

Старший помощник прокурора РТ по правовому просвещению


 

Ринат Бакиров: В Казани 13.06, с вами Ринат Бакиров, здравствуйте. У нас в гостях Ирина Степановна Петрова, старший помощник прокурора РТ. Здравствуйте, Ирина Степановна

2:Здравствуйте

Ринат Бакиров: Говорим мы сегодня на довольно актуальную тему - активизировались в Казани продавцы газовых детекторов. Тема актуальная - давайте поясним, о чем мы говорить будем и насколько это вообще законно. Какие правила устанавливает закон при так называемой “Разносной торговле”, когда продавец сам приходит к покупателю?

Ирина Петрова: Если продавец приходит сам к покупателю, по месту жительства, по Закону о защите прав потребителей это называется “разносная торговля”. Продавец прежде всего должен представиться - сказать свою фамилию, имя, отчество. Сказать, в какой фирме или организации он работает, назвать данные фирмы - юр.адрес, где находится организация, и продемонстрировать товар. ПРодавец должен рассказать о технических характеристиках товара, дать документы - инструкцию, например, как работает данный товар, и, если возможно, продемонстрировать в квартире работу данного товара

Ринат Бакиров: Чётко регламетировано, получается. 511-99-11 наш телефон, задавайте вопросы. Есть ли какая-то обязанность жильцов устанавливать приборы, проверяющие утечку газа, если говорить о продаже газовых анализаторов?

Ирина Петрова: Ни один федеральный закон, ни одно постановление правительства строго не говорит о том, что каждый жилец должен устанавливать приборы, которые фиксируют утечку газа. У нас есть ФЗ 384, который говорит о технической безопасности в домах, в данном законе предписано, что в новых строящихся домах работники газовых служб должны ставить эти приборы, которые фиксируют утечку газа. Прямых указаний кроме этого нет

Ринат Бакиров: Это должны делать строители?

Ирина Петрова: Работники газовых служб, когда дом строится. Основное правило ввода в эксплуатацию - безопасная работа газового оборудования

Ринат Бакиров: Если жилец заселился в дом, а прибора нет - надо обращаться, чтобы его установили?

Ирина Петрова: Конечно, надо обращаться в газовую службу. В новом доме

Ринат Бакиров: Как покупатель вообще может защитить себя от недобросовестного продавца, вернуть заплаченные деньги?Вспомним недавно, продавали дорогие фильтры для воды, представляясь сотрудниками водоканала. Как этого избежать?

Ирина Петрова: Прежде всего надо сказать, что если пришли к пенсионеру, пенсионерке - человек должен подумать, а нужен ли ему этот товар? Он должен взвесить все за и против. Если он решил все же купить этот товар, он должен спросить у продавца чек, где написана организация, зафиксирована сумма товара и внимательно эти документы прочитать. Человек купил товар и вдруг узнаёт, что он не соответствует его ожиданиям. Как он может себя защитить? Прежде всего, он может написать заявление в контролирующий орган управления Роспотребнадзора - он занимается защитой прав потребителя. Второе - гражданин может написать заявление в соответствии со статьёй 17 Закона о защите прав потребителей в суд, чтобы расторгли договор купли-продажи данного товара и возвратили ему всю сумму стоимости товара. Стоить отметить, что данное заявление не облагается госпошлиной. Эти два момента, основанные на Законе о защите прав потребителей, может использовать гражданин для своей защиты.

Ринат Бакиров: 511-99-11, телефон нашего эфира - если вы сталкивались с тем, что к вам приходили что-то продавать, звоните. Может, кто-то покупал, а потом жалел об этом. Думаю, чаще всего страдают пенсионеры от такого?

Ирина Петрова: Конечно, чаще всего страдают пенсионеры. Они верят всему тому, что рассказывают продавцы, это малозащищённая часть населения, живут на пенсию и боятся, когда им говорят, что необходимо поставить данный прибор об утечке газа, так как у вас дом старый и вы должны спокойно жить, не боясь утечки газа

Ринат Бакиров: И какие-то ещё ужасы рассказывают. что были такие случаи…

Ирина Петрова: Не только рассказывают ужасы - они есть в СМИ, когда в том или ином доме взрывается газовое оборудование. Предупреждаю всех, что нужно быть очень внимательным, когда вам предлагают купить данное оборудование.

Ринат Бакиров: 511-9911, алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я хотел бы вот что сказать. Ко мне конечно люди приходили, интернет у меня дома провели - я бы сам никогда не пошёл. Хочу сказать, что никто ведь не заставляет никого покупать. Вот пришли к тебе, сказали приобрети газовый счётчик. Ну скажи нет, что мешает? Потом люди приобретают, а продавцы - это их работа, продавать. Они нормально уговорили человека, всё показали, всё рассказали - я не беру случаи откровенного мошенничества, когда ничего не дали, а деньги взяли. Но ведь никто не заставляет силом покупать - покупают, а потом жалеют, пытаются найти ходы-выходы, как деньги вернуть. Вот что я хотел сказать.

Ирина Петрова: Да, я совершенно согласна, Алексей нам высказал свою точку зрения - но он прямо как прокурор. С точки зрения прокурора, уголовного кодекса - действительно нет состава преступления - нет умысла, никто никого не заставляет, люди сами берут. Но я кроме того, что прокурор - ещё и человек, и человеческий фактор всё-таки есть. И если такому молодому человеку как Алексей будут что-то предлагать - у него есть силы отказаться. Но у нас часто навязывают старым бабушкам и дедушкам, которые немножко в силу состоянии своего здоровья - и физического, и психического - не могут трезво оценить данную ситуацию. И поэтому нужно разъяснять им не один, не два - может быть, десять и сто раз, что нужно подумать, прежде чем купить тот или иной товар

Ринат Бакиров: Может быть, состав преступления возникнет, если пенсионер передумал, и ему не вернули деньги или захотел обменять. Или нет?

Ирина Петрова: Если он захотел обменять, если он знает данные организации, которая продала товар - он имеет право по закону о защите прав потребителей (ЗЗПП) прийти в организацию, чтобы обменять товар на другой. Если же говорить о составе преступления - наш УПК никому не запрещает, он наоборот говорит, что человек может прийти с заявлением, если считает, что его обманули, в отдел полиции, где в данном заявлении должен написать, что просит привлечь продавца товара к уголовной ответственности за мошенничество. По данному заявлению в соответствии с УПК органы полиции должны принять решение и уведомить об этом заявителя. Если он не будет согласен с решением - он вправе уведомить об этом начальника органа дознания, то есть, полиции, также может обжаловать в территориальной прокуратуре. Решение принимается в каждом конкретном индивидуальном случае

Ринат Бакиров: 511-9911, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, я Нина Сергеевна, я налоговый работник бывший, вроде грамотный человек - но мне много лет уже. Вот сегодня ходила в магазин - иду обратно, наклеена бумажечка. Такие-то квартиры, будьте дома - у вас будут смотреть стояки отопления. Ни телефона, ничего - кто это делает, что это такое?

Ринат Бакиров: Да, распространенное дело

Ирина Петрова: Если нет никаких телефонов, никаких данных - я бы на вашем месте вообще никого не пускала в квартиру. Если поступил звонок или постучали в вашу дверь - попросите документы, чтобы люди представились. Это очень опасно - если вы проживаете одна, посторонних людей не надо пускать в квартиру

Ринат Бакиров: И без разницы, как подписано, если управляющая компания - не факт, что это именно она будет?

Ирина Петрова: Да, я совершенно с этим согласна

Ринат Бакиров: В этом случае какие документы должны быть?

Ирина Петрова: У любого сотрудника, у меня как у прокурора, есть удостоверение личности, где написано, где я работаю и кем, наклеена моя фотография. Так что у любого сотрудника в любой организации должно быть удостоверение. Если вы знаете, какая жилищная компания вас обслуживает - вы должны попросить у человека документы. У нас очень много людей под разными предлогами ходят по квартирам

Ринат Бакиров: У нас первый дозвонившийся - молодой человек, наверняка состоятельный. НО ведь большинство пенсионеров малоимущие, им юридическая помощь за деньги не по карману. Можно ли получить такую помощь бесплатно и где?

Ирина Петрова: Она не по карману очень многим слоям населения, в этом случае, если нужно получить юр.совет, написать заявление в суд или другие органы - надо прийти в юридическую клинику, которая действует вместе с общественной приёмной прокуратуры РТ. Юр.клиника первая находится на Московской 42 - это казанский инновационный университет, вторая клиника находится на Маяковского 22 - академия управления ТИСБИ. В данных клиниках работают студенты, которые напишут конкретные заявления, один раз в неделю по вторникам дежурит сотрудник Прокуратуры РТ, который даст каждому квалифицированный совет. Также малоимущие, которые не могут заплатить за юр.помощь - могут приходить за советом на Дни правовой помощи, их проводит Ассоциация юристов России, следующая будет 25 марта, еще такие дни аппарат уполномоченного по правам человека по РТ

Ринат Бакиров: 511-9911, звоните и задавайте вопросы. Например, висит на двери подъезда объявление типа “проводится плановая замена дверей со скидкой”. Вот такие объявления - не мошенничество? Слово плановое - это не обман потребителя?

Ирина Петрова: Это, как я понимаю, когда люди приходят и спрашивают, надо ли установить дверь или нет. Так как на рекламу эта фирма не хочет тратить, дешевле просто наклеить объявления, распечатанные на компьютере, по подъездам

Ринат Бакиров: Просто меня спрашивали - вот, сынок, плановое - люди привыкли с советского времени, что это обязательно и нужно

Ирина Петрова: Если позволите, мне бы хотелось бы обратиться к более молодому населению. У всех нас есть папы, мамы, дедушки, бабушки - у нас редко кто из пенсионеров живёт один, может быть он один в квартире, но у них есть дочери, сыновья… Я прошу, когда у вас есть время - пусть не лично, по телефону - всегда своим дедушкам, бабушкам, мамам и папам строго объясняйте, что сейчас очень много мошенников. Не надо следовать их уловкам. Купить товар, пустить для замены дверей, не проверив удостоверения - нужно объяснять многое много раз. Я обращаюсь к молодому населению - не будьте равнодушны, воспримите это как должное - им нужно многократно объяснять. Даже можно - я, например, свою маму однажды даже строго просто ругала, за то, что она остановилась с женщиной на улице и стала всё ей просто рассказывать про себя. Женщина говорит - я вас знаю, и так далее, пошёл разговор. Я очень строго ее ругала, мама даже заплакала - но я считаю, это всё в воспитательных целях

Ринат Бакиров: 5119911, алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, хотел бы в продолжение темы о газе - компании, которые якобы проверяют утечки газа, устанавливают приборы учёта. Столкнулись с ситуацией - приходили люди, они представляются сотрудниками будто бы от газовой компании, якобы от Горгаза, после чего начинают с прибором ходить по кухне, проверять утечку, приводить примеры - пользуясь положением, стараются навязать услугу установки приборов учёта. У меня мама была дома одна в тот момент. Сказали - поставьте прибор, не будете беспокоиться. Он стоит в районе девяти тысяч. Прибор один она хотела поставить, но у нас есть и газовая колонка, а на два прибора денег дорого. Поставьте один, говорят они - не является ли это мошенничеством, ведь он улавливает утечку газа на кухне, но в ванной уже не будет работать? Такие моменты присутствуют. Другой был момент - к другим родственникам приходили те же сотрудники, но там была молодёжь дома, и они не стали навязывать установку прибора, просто проверили. То есть, когда пожилые люди дома одни, они действуют по-другому. Если есть молодые, которые будут задавать наводящие вопросы - стараются эту тему даже не развивать. Я им сделал звонок - сказал, что прибор работает некорректно, раз действует только в одной комнате. Вы должны были нам эту информацию выдать, поэтому заберите прибор и верните деньги. Получил ответ, что согласно 55 закону от 1998 года эти приборы включены в перечень невозвращаемых приборов. И возвращать не обязаны. По-моему, налицо явный обман потребителя.

Ирина Петрова: Я согласна - надо эту ситуацию довести до конца, прежде всего написать заявление в управление Роспотребнадзора, там есть такие заявления, управление проводит тщательную проверку. Потом уже, независимо от этого, можете написать заявление в суд и взыскать с компании сумму, уплаченную за первый прибор и расторгнуть договор купли-продажи данного прибора

Ринат Бакиров: То есть, уверения, что этот товар включен в список невозвращаемых- это неправда?

Ирина Петрова: Это надо написать в заявлении Роспотребнадзору, они очень внимательно относятся к каждому заявлению

Ринат Бакиров: Буквально две минуты до звонка, примем звонок.

Слушатель: Здравствуйте, есть рядом с нашим домом магазин, где есть мясной отдел. Мы там покупаем часто продукты, нарезки - но они никогда не дают чек, нет кассового аппарата. Я спрашивала - почему, отвечают “Нам не положено, это мелкая торговля”. Тут трехзначные суммы на ценниках, как можно торговать в магазине без кассового аппарата?

Ирина Петрова: Пожалуйста, в обязательном порядке напишите на них в управление Роспотребнадзора, это нарушение

Ринат Бакиров: В любом случае, даже в разносной торговле должен выдаваться чек - или хотя бы выдаваться договор как замена его. У нас заканчивается время прямого эфира, надеюсь, не последнего. У нас в гостях была Ирина Петрова, старший помощник прокурора РТ, старший советник юстиции. Удачи вам в вашей работе, еще раз спасибо

Ирина Петрова: Спасибо


СКОРО В СТУДИИ "ЭХА"

ДЕЖУРНЫЙ ПО САЙТУ

Телефон прямого эфира

(843) 511-99-11

Редакция "ЭХО"

(843) 511-99-88

Рекламная служба

(843) 5-193-192

twitter: @echokazan

Техническая поддержка сайта